ourania_m: (Default)
ourania_m ([personal profile] ourania_m) wrote2020-04-14 06:41 pm

"Морис Бежар. Щелкунчик" (Швейцария, 2000)

Спектакль-воспоминание

Балет  Мориса Бежара связан с привычным нам "Щелкунчиком" только музыкой Петра Ильича Чайковского, которая служит проводником в мир подсознания, переживаний и ассоциаций хореографа. Бежар рассказывает о детстве и юности, о пугающих и вдохновляющих образах.



Два гения сопровождали его всю жизнь - дух матери, потерянной в 7 лет, и Мариус Петипа. Мать навсегда останется молодой. ухоженной, в элегантном костюме конца двадцатых годов. В первом акте взаимодействия сына и матери трогательны, нежны, отдает горечью потери, чем-то теплым и далеким. Во втором акте ее образ сплетается с ботичеллевской Венерой, символом женственности и вожделения, пережитым эдиповым комплексом, желанием соития. Во втором акте образ станет уже пугающим. Фигура в белом платье все больше и больше походит на мертвеца в саване

В сознании Мариус Петипа сливается с героем любимой книги -  Мефистофелем, искушающим славой, признанием, оригинальностью.

Зрители следуют за автором по его любимым местам и ярким впечатлением детства. В первом акте Рождество, первые балетные уроки, скаутский лагерь в лесу. Первый акт показался рваным, мельтешащим. Движения сходны с гимнастическими упражнениями, некрасивы, резки.

Во втором акте на сцене возникает огромная фигура Венеры, куда главный герой Бим карабкается, скатывается по руке статуи. Стоит поразиться смелости танцовщика, любая неосторожность грозит падением и травмой.
Затем следуют воспоминания о боях быков, привлекавших в детстве, о китайском цирке. Париж плотно связывается с аккордеоном, аккуратно вплетающимся в партитуру Чайковского.  Неизменным осталось только Гран па-де-де, исполняемое по лекалам Петипа. Хотя классическая техника танцовщиков явно уступает артистам Большого театра.

Артистам периодически приходится произносить реплики, изображать пение под фонограмму, проявлять акробатические навыки.

В 2000 г. съемки хореографических спектаклей были не на высоте. Режиссер выбирает неудачные ракурсы сбоку, выхватывает часть сцены, оставляя за кадром остальное действие, не акцентирует внимание на ногах.