Стивен Фрай "Хроники Фрая"
14 Aug 2015 03:21 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Автор - сценарист, писатель, публицист, актер, комик, теле- и радиоведущий и просто классный дядька. Книга еще раз подтвердила мое мнение о том, что Фрай - талантливый дилетант, создавший особое явление в британской культуре под названием "Стивен Фрай".



"Хроники Фрай" отличаются доверительно-исповедальной интонацией, приправленной самоиронией и мягким юмором. Фрай разговаривает с читателем как с близким другом детства или как с пастором, способным умиротворить бунтарскую натуру героя. Нет ни капли позерства, самолюбования или рассказов "Как я сыграл пятого гриба слева по методу Михаила Чехова".
Главная проблема, в которой честно признается Стивен, несовпадение внешнего и внутреннего. "Крэг (шотландский комик) сказал мне, что в восьмидесятых, когда ему приходилось вращаться в кругу британских комиков, я неизменно казался ему почти ненатурально спокойным, благодушным, собранным... Я не помню в моей жизни ни единого мига, в который чувствовал бы себя ну хоть отчасти уверенным, собранным или беспечным. Я англичанин. Одеваюсь в твид. Человек основательный. Уверенный в себе. Часть истеблишмента. Самонадеянная часть. Привык отвечать за все сам. Вот таким видят меня люди – вопреки истине. Может, мой дух и характер поражены недугами, которые порой подталкивают меня к мыслям о самоубийстве, а затем оставляют на время – отчаявшимся, снедаемым нелюбовью, отвращением к себе"?
Стивен с трудом уживается с собственным телом, как ему кажется, неуклюжим и непластичным. Уже будучи выпускником Кембриджа, страдал от унижений в гей-барах, "когда жесткие глаза в один обжигавший унижением миг обшаривали сверху донизу, чтобы, наполнившись презрением, перескочить на того, кто входил в дверь следом". Товарищи геи в 80-е обладали дурным вкусом, ибо Стивен в молодости, на женский взгляд, был хорош собой: высокий, фактурный, с орлиным профилем. Эх, почему он не зашел в обычный бар?

Жизнь Фрая строится по принципу "когда я думал, что уже достиг самого дна, снизу постучали". Мальчик с психикой, искореженной частными школами, в которые родители с маниакальным упорством продолжали его запихивать, обделенный вниманием семьи (среднему ребенку его достается меньше всего), осужденный условно за воровство, блестяще сдает экзамены, поступает в Кембридж и получает стипендию колледжа "Куинз".
Иностранным читатетелям Стивен доходчиво объясняет систему обучения в знаменитейшем вузе. Каждый колледж является самоуправляющейся единицей со своей историей, доходом, недвижимостью. Каждый студент получает место не от университета, а от колледжа, - в нем живет и получает наставления от кураторов (научных руководителей, по-русски). Студенты живут, питаются, пишут научные работы в колледже,а посещают лекции и отчитываются на университетских факультетах. Учебный год разделен на триместры, каждый из которых завершается серьезными письменными экзаменами. Студентам и профессуре полагается прислужник. Так что как бы Стивен не кокетничал, утверждая, что за 3 года обучения посетил 3 лекции, а Хью Лори - всего одну, за красивые глаза диплом бакалавра искусств с отличием в Кембридже нельзя получить.
Жителей СССР удивит, что в 1950-60-е годы в британских школах учеников драли как сидоровых коз палками, туфлями и другими подручными материалами.
Крупнейшие университеты Великобритании породили плеяду актеров, режиссеров, сценаристов (Эмма Томпсон, Хью Лори, Аннабель Арден, Аткинсон и многие другие). Думаю, высокий уровень британского кинематографа, а особенно сценарного искусства, обусловлен качеством образования. Стивен Фрай свободно вставляет в речь латинские и французские выражения, знаком с Витгенштейном и Лермонтовым, великолепно разбирается в классической музыке, прошел внутренний тест для участия в интеллектуальном шоу "Битва университетов". В то же время участникам многочисленных театральных объединений приходилось пройти серьезный "естественный отбор". Театру в Кембридже и Оксфорде отводится внеучебное время, успехи в этом занятии никак не влияют на получение диплома. Актеры, режиссеры, звукооператоры, костюмеры, зрители - студенты. Деньги на костюмы и декорации приносили предыдущие постановки. Театральный клуб "давал человеку возможность обучиться не только театральному искусству, но и комитетской жизни, деловой дотошности и ведению бухгалтерии, познакомиться со всеми опасностями и капканами бизнеса и менеджмента". Естественно, никакого государственного и даже университтетского финансирования. За успех и неудачи отвечают члены театрального клуба. Наши бы вузы прекратили финансировать квнщиков и т.п. Вдобавок проверить себя можно на студенческом театральном фестивале в Эдинбурге.
Все вышеперечисленное породило у Стивена скепсис насчет профессиональных театральных школ, в чем он все-таки не прав. Если Лори и Томпсон дополнительное обучение актерскому мастерству не требовалось, то Фраю оно не помешало бы. Актерская техника Стивена небезупречна.
В Кембрижде Стивен был замечен одним из "крутых" продюсеров, с чьей помощью начал карьеру сразу в кино, театре, телевидении. Недавний выпускник учился писать либретто для мюзикла, по-детски мечтал об толпах поклонников, мучился муками совести из-за необходимости давать отрицательный отзыв о книге, наконец, погрузился в работу так, что в 1982 году объявил в "Татлере" о целибате, которого придерживался до 1996 года. При здравом размышлении автор признается в неразборчивости в выборе работы ,"новым наркотиком" стали карьера и творчество.
Стивен с нежностью и любовью описывает соратников по Кембриджу и работе, иногда вспоминая какой-нибудь забавный случай или курьез, связанный с ними.