Сериал «Достоевский». Окончание.
26 May 2011 11:46 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
В шестой части продемонстрированы все мерзейшие черты в характере писателя. Почти всю серию он сходит с ума от азарта, проигрывается в пух и прах, смотрит на брошь и сережки Анны Григорьевны как Горлум на кольцо всевластия и буквально силой заставляет ее отдать драгоценности, пускает сигаретный дым беременной жене прямо в лицо, после рыдает от мук совести. Не обошлось без намека на гнусную выдумку о том, что в баню Достоевскому приводили маленькую девочку. Между тем, отвратительнейшим преступлением он называл насилие над детьми.
Да, у киношников есть странное представление о том, что один русский писатель, встретив другого, норовил дать тому в морду.
7 серию смотреть не стала.
Если подытожить впечатления от просмотренного, то роль Достоевского - творческая неудача артиста Миронова, но не в плане техники, а в отображении целостности личности, ее масштаба, ума, глубины. Можно досконально изучить привычки, изменить голос, знать, что Федор Михайлович во время работы пил крепкий час и курил, достоверно изобразить эпилептический припадок, а персонаж не понять. Миронов – великолепный актер, но Достоевский от него ускользнул.
На фразе Хотиненко «Мы хотим убрать бронзовую патину с Достоевского» остановимся подробнее. Слишком много развелось желающих снять бронзу с классиков русской литературы, ученых, полководцев, героев войны.
Советская идеология сформировала галерею положительных литературных героев, деятелей науки и культуры, летчиков и т.п. Выдающиеся образцы ума, таланта, мужества были необходимы для того, чтобы, во-первых, люди равнялись на идеалы, тянулись к познанию мира и самообразованию; во-вторых, испытывали чувство гордости за своих соотечественников, ощущали себя нацией, оставившей существенный след в мировой цивилизации.
Сейчас этим самым «снятием патины», изображением «без глянца» нынешняя российская власть наносит удары по остаткам прежней идеологии и по самооценке народа. Ярким примером служат попытки оспорить трактовку победы в Великой Отечественной Войне. К этой теме подбирались потихоньку, через «Штрафбаты» и «Сволочей», своего апогея в кино она достигла в дилогии Михалкова «Предстояние» и «Цитадель».
Обратим внимании на высказывание Эдуарда Володарского (сценариста «Утомленных солнцем-2» и «Достоевского») о старом военном кино: «Привыкли к нежным фильмам Леонида Быкова. Там же все красиво: песни попели, полетели в небо и героически погибли. А красные гвоздики на белоснежном поле символизируют нашу скорбь. Я не против фильмов Леонида Быкова. О войне можно снимать и мелодрамы, и музыкальные комедии. Но Никитин фильм - о другом. О трагедии, случившейся с целой страной в июне 1941 года».
По отзывам зрителей, Никита Сергеевич показывает народ как пьянствующих лапотников, готовых покорно брести на смерть с черенками от лопаты. Война рассматривается как наказание за безбожие революционных лет, победы в боях как следствие божественного промысла. «Отсталая Россия, пещерные люди – недочеловеки» не могла бы разгромить «наголову две могущественные силы в мире - фашистскую Германию и империалистическую Японию» без помощи паучков, мышек, комариков
Пренебрежительное отношение к фильмам Быкова, попытка заменить их новыми «шедеврами» Михалкова (их и раскрашивают, чтобы скрыть обаяние, отглянцевать, приравнять к современным поделкам) – это желание убрать с экрана простые человеческие чувства, представление об искренней любви, дружбе, взаимопомощи.
Развенчание классиков началось приблизительно с передач Парфенова (может быть и раньше) про Пушкина. Журналист больше интересовался личной жизнью, бытом поэта, но хотя бы культурологический смысл в программах присутствовал. «Есенин», «Ландау», «Достоевский»: где здесь тонкий лирик и заботливый брат, одаренный физик, крупный философ. Как гордиться пьяницей, дерущимся по любому поводу; сексуально озабоченным типом; мелочным, похотливым человечком, теряющим голову от рулетки?
Подобные фильмы вбивают в голову мысль, что достижения российской культуры случайны и не столь значительны как казалось прежде.
Как будто существует негласный запрет на показ искренней, идущей из души, веры в Бога (а не казенного обрядоверия), творческих озарений, напряжения мысли, интеллектуальной беседы, интереса к смысложизненным вопросам. Достоевский показан в отрыве от окружения, встречается только с Тургеневым и Страховым, а вся полемика, споры, отношения с Чернышевским, Некрасовым – за кадром.
P.S. Хотиненко подписал обращение к тандему, в котором есть такие слова: «попытки предать забвению и намеренно исказить отечественную историю, культуру, традиции. Нравственные идеалы, гражданственность и патриотизм... формируются слабо».
P.P.S. Извините за пафос. )